Правила • Помощь • ПоискКто в он-лайне • Статистика • Ссылки • Кто откуда • Команда
Привет, Guest
Регистрация • Вход
Сегодня 29 Марта
Празднуют ДР: leshiy, Chudik, SepuL, Mephistopheles, vanusha, LinnRock, Bieznazouka, Redgothael, falx, Janius
Наши проекты
Рецензии [всего: 968]
Ссылки на официальные сайты групп

Читать рецензию на альбом "Sojourn " группы "SOMNENT "



  Metal Land » Progressive, Technical & Avant-Metal » Jazz Rock/Fusion » ФАК

Переход по темам
<< Пред. След. >>
Единственная страница этой темы
Модерирует: Living Hexadecimal
Отправить другу   Версия для печати   

   
Android Pinguinoid

Аццкий Пингвин-флудераст
В оффлайне | IP
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Информация изложенная ниже не является абсолютной истиной, а лишь
субьективным очерком примерно отображающим суть и развитие нижеприведенных жанров рок-музыки. Информация прежде всего адресована людям, которые находятся на первичной стадии ознакомления с музыкальным контентом подраздела.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кентерберийский рок (Canterbury Rock)


Тем, кто интересуется географией, скорее всего знаком английский город Кентербери (Canterbury). Место это примечательно в первую очередь тем, что в городке расположена резиденция архиепископа и художественный колледж. Однако кроме географического, слово "canterbury" несет и музыкальный смысл: таково название целого направления арт-рока, находящееся на стыке с джаз-роком и психоделией.
От "местного колорита" в кентерберийском роке, пожалуй, ничего и нет. Ничего, кроме маленького, но достаточно важного факта: некоторые музыканты, исповедующие "кентербери", заканчивали вышеупомянутый художественный колледж. В целом же музыка "кентербери" не имеет какой-либо национальной или географической привязанности к Англии: например, ее исполняли и французы, и австралийцы. Кроме достаточно сильной склонности к использованию элементов джаз-рока, для групп, исповедовавших стиль на раннем этапе его формирования, практически всегда был характерен своеобразный "сюрреалистический" юмор, так и сквозящий сквозь тексты песен. И, конечно же, стиль, зародившийся в середине 60-х, не мог не испытывать на себе влияние психоделического мировоззрения и наркотиков. Тем не менее, при огромном количестве общих черт, многие группы, принадлежащие к "кентербери", имеют и столь же много индивидуальных различий. Попробуйте, например, найти очевидное сходство у Caravan, National Health и Gong. В целом же кентерберийский рок - это не стиль, а, скорее, музыкальная сцена, движение.
Первой группой, исповедовавшей кантербери, были Wild Flowers. Команда была основана студентами того самого художественного колледжа. Коллектив просуществовал с 1964 по 1966 год, а затем развалился. Но музыканты Wild Flowers не канули в вечность: они основали две группы, которые в последствие станут весьма и весьма известны среди поклонников арт-рока и джаз-рока: Caravan и Soft Machine.
Первые исполняли смесь психоделии, мягкого джаз-рока и английского фолка. Музыка Caravan всегда была очень доброй, со странными текстами (без всякого сомнения, зачастую навеянными "травкой" ) и относительно несложной для восприятия. Наиболее удачными работами группы являются диски: "In the Land of Grey & Pink" (1971 г.), "Waterloo Lily" (1972 г.), а также "For Girls Who Grow Plump in the Night" (1973г.).
Soft Machine исповедовали значительно более серьезную (со всех точек зрения) музыку. Тем не менее, и их первые два альбома были не более чем стандартной психоделией конца 60-х. После этих альбомов группа стала исповедовать холодный и достаточно "завернутый" вариант джаз-рока. Один из основателей группы, Дэвид Аллен (David Allen), очень быстро покинул свое детище, перебрался во Францию и основал знаменитый Gong. Но вернемся пока к Soft Machine. Состав команды часто менялся. В частности, в нем успела поиграть на ударных и такая известная личность, как Роберт Уайэт (Robert Wyatt), чуть позже основавший группу Matching Mole (также исполнявшую кантербери). В своей музыке Soft Machine практически всегда делали упор на сложное построение композиций с обилием саксофона и клавишных. Лучшими альбомами коллектива можно назвать: "Thirds" (1970г.), "5" (1972г.) и "Six Album" (1972г.).
Стиль группы Gong, основанной Алленом, значительно сложнее уместить в какие-то рамки. В нем "замешаны" и психоделия (с "космизмами" аля ранний Pink Floyd), и прогрессив, и джаз-рок. До середины 70-х музыка коллектива усложнялась с каждым новом альбомом. Кроме того, как и французы Magma, Gong взяли свое название в честь вымышленной (самими же музыкантами) планеты. Эта планета, по мнению Аллена, населена весьма странными типами: горшкоголовыми феями и радиогномами. Лирика, написанная вокалисткой Жилли Смит была так и просто не очень пристойной: в текстах делался упор на сексуальную тематику. Примечательно, что в разное время в группе успели поиграть такие известные гитаристы, как Стив Хиллидж и Аллан Холдсворт. Вообще, история Gong полна смен составов и стилевых зигзагов. Мы же назовем лучшие творения коллектива: "The Flying Teapot" (1973г.), "Angel's Egg" (1973г.), "You" (1974г.) и "Shamal" (1976г.).
Помимо вышеупомянутых коллективов, важнейшими группами направления являются: Egg, National Health, Gilgamesh, Hatfield & the North, Khan, Matching Mole. Кроме того, на кантерберийские территории частенько забредали такие музыканты и группы, как Майк Олдфилд, Camel, Curved Air. В настоящее время "кентербери" исполняют очень небольшое число групп. Безусловно, одним из сильнейших коллективов направления являются американцы Volare, выпустившие во второй половине 90-х две очень интересные пластинки, выдержанные (в лучших традициях) на грани джаз и арт-рока. Среди последователей "кентербери" можно упомянуть и такие команды, как: The Muffins (США) и Zingale (Израиль). Однако и в настоящее время на сцену регулярно выходят и некоторые из "стариков-основателей", в частности, Caravan, Gong и Роберт Уайет, который с начала 70-х (второй и последний диск Matching Mole вышел в 1972 году) достаточно регулярно выпускает весьма интересные сольные работы.

(с) Сергей Дементьев


---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Джаз-рок


Первоначальное определение "джаз-рока" было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 1967 миры джаза и рока существовали практически раздельно. Но к этому времени рок становится более творческим и усложняется, возникает психоделический рок, соул-музыка. В то же время некоторым джазовым музыкантам стал надоедать чистый хардбоп, но они не хотели играть и трудную для восприятия авангардистскую музыку. В результате две различных идиомы начали обмениваться идеями и объединять свои силы. Начиная с 1967 года, гитарист Ларри Кориелл (Larry Coryell), вибрафонист Гэри Бертон (Gary Burton), в 1969 году барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) с группой "Dreams", в которой играли братья Брекер (Brecker Brothers), начали осваивать новые просторы стиля. К концу 60-х Майлс Дэйвис обладал необходимым потенциалом для перехода к джаз-року. Он был одним из создателей модального джаза, на основе которого, используя ритмику 8/8 и электронные инструменты, Майлс делает новый шаг, записав альбомы "Bitches Brew", "In a Silent Way". Вместе с ним в это время оказывается блестящая плеяда музыкантов, многие из которых позже становятся основополагающими фигурами этого направления - Джон Маклафлин (John McLaughlin), Джо Завинул (Joe Zawinul), Хэрби Хэнкок. Характерный для Дэйвиса аскетизм, лаконичность, философская созерцательность оказались как нельзя кстати в новом стиле. К началу 1970-х джаз-рок имел собственное отдельное лицо как творческий джазовый стиль, хотя и высмеивался многими пуристами от джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra", различные ансамбли Майлса Дэйвиса. Они играли высококачественный джаз-рок, который объединял огромный набор приемов и джаза и рока.




Фьюжн



Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ритмических принципов рок-музыки, активное воплощение мелодики и ритмики Востока, мощное внедрение в музыку электронных средств обработки и синтезирования звука. В этом стиле расширился диапазон применения ладовых принципов, сам набор различных, в том числе и экзотических ладов. В 70-е годы джаз-рок становится неимоверно популярным, в него идут наиболее активные музыкантские силы. Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название "фьюжн" (сплав, слияние). Дополнительным импульсом для "фьюжн" послужил очередной (уже не первый в истории джаза) поклон в сторону европейской академической музыки. Фактически, на этом этапе фьюжн продолжает линию "третьего течения" 50-х годов.
Соединение различных культурных влияний сказывается даже в составах наиболее интересных ансамблей. Характерным примером может служить "Weather Report", руководимый поначалу американизированным австрийским клавишником Джозефом Завинулом и американским саксофонистом Уэйном Шортером (Wayne Shorter), каждый из которых в разное время прошел школу Майлса Дэйвиса. В ансамбле объединились музыканты из Бразилии, Чехословакии, Перу. В дальнейшем с Завинулом стали сотрудничать инструменталисты и вокалисты практически со всего мира. В наследнике "Weather Report", проекте "Syndicat" география музыкантов простирается от Тувы до Южной Америки.
К сожалению, с течением времени джаз-рок в большой степени приобретает черты коммерческой музыки, с другой стороны - сам рок отказывается от многих творческих находок, сделанных в середине 1970-х. Во многих случаях фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом; кроссовером. Амбиции музыки фьюжн на музыкальную глубину и расширение возможностей так и осталось невыполненными, хотя в редких случаях поиск продолжается, например, в группах типа "Tribal Tech" и в ансамблях Чика Кориа.



--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Следующие направления возможно только косвенно относятся к тематике подраздела,
но тем не менее могут представлять интерес в качестве дополнения:


Электрический джаз



Использование электронных преобразователей звука и синтезаторов оказалось чрезвычайно привлекательным для музыкантов, находящихся, прежде всего, на границе с роком или с коммерческой музыкой. В действительности плодотворных примеров среди общей массы электрической музыки относительно немного. Так, например, Джо Завинул в проекте "Weather Report" достиг весьма эффектного слияния этнического и тонального элементов. Хэрби Хэнкок надолго становится кумиром не столько публики, сколько музыкантов, используя в 70-е и 80-е годы синтезаторы, многочисленные клавиатуры и электронные трюки разного рода. В 90-е года эта область музыки все больше перемещается во внеджазовую сферу. Этому способствуют расширенные возможности компьютерного создания музыки, которая при определенных достоинствах и возможностях теряет связь с главным джазовым качеством - импровизационностью.


ECM


Отдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной музыки), постепенно ставшая центром объединения музыкантов, исповедовавших не столько привязанность к афро-американскому происхождению джаза, сколько возможность решать самые разнообразные художественные задачи, не ограничивая себя определенной стилистикой, но в русле творческого импровизационного процесса. Со временем все же выработалось определенное лицо фирмы, которое привело к выделению артистов этого лейбла в широкомасштабное и ярко выраженное стилистическое направление. Ориентация создателя лейбла Манфреда Айхера (Manfred Eicher) на объединение в единое импрессионистическое звучание разнообразных джазовых идиом, всемирного фольклора и новой академической музыки позволила с помощью этих средств претендовать на глубину и философское осмысление жизненных ценностей.
Расположенная в Осло главная студия записи фирмы очевидным образом коррелирует с главенствующей ролью в каталоге скандинавских музыкантов. В первую очередь это норвежцы Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Терье Рипдаль (Terje Rypdal), Арильд Андерсен (Arild Andersen), Нильс-Петер Мельвер (Nils Petter Molvaer), Йон Кристенсен (Jon Christensen). Однако география ECM охватывает весь мир. Здесь и европейцы Джон Серман (John Surman), Дэйв Холланд (Dave Holland), Эберхард Вебер (Eberhard Weber), Райнер Брюнингхауз (Rainer Bruninghaus), Томаш Станько (Tomasz Stanko), Михаил Альперин и представители неевропейских культур Эгберто Жисмонти (Egberto Gismonti), Закир Хуссейн (Zakir Hussain), Флора Пурим (Flora Purim), Трилок Гурту (Trilok Gurtu), Нана Васконселос (Nana Vasconcelos), Харипрасад Чаурасия (Hariprasad Chaurasia), Ануар Брахем (Anouar Brahem) и многие другие. Не менее представителен американский легион - Кит Джарретт, Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Дон Черри, Чарлз Ллойд (Charles Lloyd), Ральф Таунер (Ralph Towner), Дьюи Редман (Redman Dewey), Билл Фризелл (Bill Frisell), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Лео Смит (Leo Smith). Первоначальный революционный порыв изданий фирмы превратился со временем в медитативно-отстраненное звучание открытых форм с тщательно отшлифованными звуковыми пластами. Естественным образом Айхер перешел ту невидимую грань, которая отделяла многочисленные попытки объединения джаза и академической европейской музыки. Это уже не третье течение, а просто течение, которое плавно перетекает в "Новую серию" ECM с академической музыкой, очень близкой по духу джазовым релизам. Направленность политики лейбла за границу массовой культуры, тем не менее, привела к повышению популярности такого рода музыки, что можно рассматривать, как своеобразный парадокс. Часть приверженцев мэйнстрима отрицает путь, избранный музыкантами этого направления; однако джаз, как мировая культура, развивается, несмотря на эти возражения, и дает весьма впечатляющие результаты.


World Jazz


"Всемирный джаз" (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или "всемирной музыки" (World Music), с джазом. Это, очень разветвленное, направление можно разделить на несколько видов.
Этническая музыка, которая включила в себя джазовые импровизации, например, латинский джаз. В этом случае порой только соло является импровизированным. Аккомпанемент и композиция, по существу, такие же, как в самой этнической музыке;
Джаз, который включил в себя ограниченные аспекты незападной музыки. Примерами могут служить старые записи Диззи Гиллеспи "Ночь в Тунисе", музыка на некоторых пластинках квартетов и квинтетов Кита Джарретта, выпущенных в 1970-ые годы на лейбле "Impulse!", использующая несколько измененные ближневосточные инструменты и аналогичные гармонические методы. Сюда входит кое-что из музыки Сан Ра (Sun Ra) от 50-ых до 90-ых годов, в которую включены африканские ритмы, некоторые из записей Юзефа Латифа (Yusef Lateef), использующих традиционные исламские инструменты и методы;
Новые музыкальные стили, появляющиеся благодаря органичным способам объединения джазовой импровизации с первоначальными идеями и инструментами, гармониями, композиторской техникой и ритмами существующей этнической традиции. Результат оказывается оригинальным, причем он четко отражает существенные аспекты этники. Примеры такого подхода многочисленны и включают ансамбли Дона Черри, Codona и Nu; часть музыки Джона Маклафлина с 70-х до 90-х годов, основанной на традициях Индии; часть музыки Дона Эллиса 70-х, заимствовавшего идеи из музыки Индии и Болгарии; работа Энди Наррелла (Andy Narell) в 90-ых, который смешал музыку и инструменты Тринидада с импровизациями джаза и стилем фанк.
"Всемирный фьюжн-джаз" не впервые пошел по этому пути в истории джаза, а сама эта тенденция не относится исключительно к американскому джазу. Например, полинезийская музыка была смешана с западными поп-стилями в начале двадцатого столетия, и ее звучание проявилось у некоторых из самых ранних музыкантов джаза. Карибские танцевальные ритмы становились значительной частью американской поп-культуры в течение всего двадцатого столетия, и, поскольку джазовые музыканты часто импровизировали на темы поп-музыки, они смешивались почти непрерывно. Джанго Рейнхардт соединял традиции цыганской музыки, французского импрессионизма с джазовой импровизацией еще в 30-е годы во Франции. Список музыкантов, действующих в пограничной области, может включать сотни и тысячи имен. Среди них, например, такие разные люди, как Эл ДиМеола (Al DiMeola), группа "Dead Can Dance", Джо Завинул, группа "Shakti", Лакшминараяна Шанкар (Lakshminarayana Shankar), Пол Уинтер (Paul Winter), Трилок Гурту и многие другие.

http://www.jazz.ru/books/history/16.htm
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----
"Гланвое крепког оздоровья и отличног онатсроения!) "(с) blackBDOBA
"Зенит никогда не будет чемпионом" (с) В. Петржела


4484 | Дата рег-ции 24 Дек., 2003 | Отправлено: 13:05 - 18 Янв., 2007 | Исправлено: soul enema - 18 Янв., 2007 (14:15) 1
 

Переход по темам
<< Пред. След. >>

© 2002-2020 Metal Land | О защите личной информации