Подобно Яковлеву, Лавочкин, Горбунов и Гудков, разрабатывая свой истребитель, планировали оснастить его мотором М-106, но им тоже пришлось довольствоваться меньшим по мощности М-105П. На "ЛаГГе" эта вынужденная замена сказалась ещё более негативно, чем на "Яке". Ведь за счёт цельнодеревянной конструкции, в которую создатели машины к тому же заложили повышенные нормы прочности, а также мощного вооружения и разъёмного крыла взлётная масса пушечного ЛаГГ-3 равнялась 3280 кг, то есть на 330 кг больше, чем у Як-1, при том же самом моторе ! Удельная нагрузка на площадь составляла 186,1 кг/кв.метр, а удельная нагрузка на мощность достигла 3,12 кг. Одним словом, ЛаГГ-3 был слишком тяжёл для своего двигателя. В результате самолёт получился довольно инертным, медлительным и тяжёлым в управлении. Он вяло реагировал на действия лётчика, с трудом выходил из пикирования и имел тенденцию к срыву в штопор при "перетягивании" ручки, из - за чего крутые виражи на нём были невозможны. По своим лётным данным серийный ЛаГГ-3 образца второй половины 1941 года не шёл ни в какое сравнение с "Мессершмиттом" Bf.109F, во многом уступая даже "Эмилю". Да и "Яку" он проигрывал по всем статьям, кроме огневой мощи. Скороподъёмность у земли составляла всего 8,5 м/с, а максимальная скорость - 474 км/час. На высоте 5000 метров ЛаГГ-3 без внешних подвесок разгонялся лишь до 549 км/час. Время виража самолётов, не оборудованных предкрылками ( а на ЛаГГ-3 их начали ставить только с августа 1942 года ), составляло 24 - 26 секунд. При попытке заложить более глубокий вираж самолёт без предкрылков срывался в штопор. Такие истребители впервые вступили в бой в июле 1941 года, нередко вызывая досаду и раздражение своих пилотов. Общее мнение выразил известный лётчик - ас Д. А. Кудымов, начавший воевать на ЛаГГ-3: "Мы с завистью смотрели на тех, кому посчастливилось летать на самолётах конструкции Яковлева - Як-1: на этих машинах лётчики уверенно вступали в бой с немецкими самолётами любых марок, невзирая на численное превосходство противника". Но, как бы то ни было, а грузный ЛаГГ-3, заслуживший у пилотов нелестное прозвище "утюг", оказался гораздо хуже "Яка". Вся дальнейшая история его развития, вплоть до снятия с производства в 1944 году, сопровождалась постоянным стремлением любой ценой снизить вес. Так, начиная с 10-й серии, на самолёте перестали устанавливать пулемёты ШКАС, из - за чего "ЛаГГ" потерял преимущество в огневой мощи над "Яком", но всё равно не сравнился с ним в лётных данных. На 11-й серии отказались от консольных бензобаков, пожертвовав ради лёгкости дальностью полёта.
|